28.06.2006 — «ВВ» - ВСЕГДА ВПЕРЕДИ!

Время идет, и вещи, которые раньше имели одно название, приобретают новый смысл. И "Вопли Видоплясова" своим творчеством, колоритом и успешностью сегодня напрашиваются на такую вот обновленную расшифровку.

Золотая денежка

Есть старая поговорочка, которая отпускается в ответ на чью-то недоброжелательность и неодобрение: "А я не рубль, чтоб всем нравится". В так называемом высшем обществе она трансформируется в художественное, но не такое меткое выражение: "О вкусах не спорят". На самом деле, о вкусах спорят - ежедневно и поминутно, потому что если б люди о вкусах не спорили, они бы вообще никогда не ссорились и не искали компромиссы. Особенно в музыке. А вот о деньгах не спорят, - они всем нужны, их уже не отменить. Так вот, Олег Скрипка - это такая себе золотая денежка украинской эстрады. Если углубляться в валютные мелочи, то в роли денежной единицы он похож на доллар: все знают и уважают, даже если никогда в руках не держали. В нашем случае - не слушал.

Кто-то готичен, кто-то "в теме", кто-то консервативен. Соответственно распределяются и музыкальные вкусы. Но "ВВ" любят все. Закономерный вопрос: почему? Вот как отвечает Скрипка:

- Почему публика так любит Олега Скрипку?

- Любит, да? Спасибо большое! Я думаю, за счет хореографии. Особенно большой успех мы имеем, когда сцена скользкая - это очень способствует моим пластичным движениям. И плюс музыка - она у нас все-таки классная.

- Но на сцене от тебя никто глаз не оторвет.

- Сцена - это театральное пространство, на ней должно происходить шоу. А чтобы достичь успеха у публики, нужно немного знать законы театра и сцены. Я все это изучал, и теперь использую. Но, честно говоря, меня сцена просто прет! Как наркотик.

- Поэтому ты часто посещаешь фестивали?

- Фестивали больше нужны не публике, а артистам. Потому что им нужно практиковаться, осваивать большие площадки.

Почти Сагайдачный

Олег Скрипка имеет свой фестиваль - "Країна мрій", попасть на который является большим счастьем для всех украинских команд. В прошлом году повезло группе "Тартак". Повезло за дело: они выпустили очень колоритный альбом совместно с группой "Гуляйгород", исполняющей исключительно народные песни. В этом году право помечтать получили "ТНМК". Скрипка очень любит, когда что-то меняется. В фестиваль добавил театральную сцену и оркестр.

Большое внимание театральным моментам Олег Скрипка начал уделять после получения одной из престижнейших театральных премий Украины "Пектораль" - за музыкальную концепцию спектакля "Наталка Полтавка" театра имени Франко. Он переработал для "франковцев" классическую партитуру "Наталки Полтавки" Николая Лысенко и дополнил ее собственными композициями. И, кроме того, поучаствовал в спектакле в качестве актера. На церемонии награждения высказался так: "Эта премия, безусловно, потешила мои амбиции композитора и аранжировщика, - говорит Скрипка. - В дальнейшем я планирую еще больше работать на ниве театрального искусства, чтобы глубже проникнуть в тайны профессии".

Если "Країна мрій" - это фестиваль мировой этнической музыки, то "РокСіч" - сугубо рок-музыки. На этой "січі" Скрипка выступает в роли атамана или гетмана и, как когда-то Сагайдачный лоббировал интересы казачества, продвигает, защищает и развивает рок.

Вечная драма

Это, конечно, же несвоевременность. Проблема всех Ромео-Джульетт, Юнон-Авось и источник сюжетов для мыльных сериалов. Очень трудно сделать все вовремя. Но еще труднее это сделать, ели все время боятся, что "уже слишком поздно" или "еще слишком рано". Не торопиться, не откладывать и ни в коем случае не волноваться - и счастье, ну или, на крайний случай, популярность, обязательно придет.

- Как ты думаешь, почему к вам пришла такая популярность?

- Это само собой сложилось из разных ситуаций. Вовремя мы появились, вовремя как-то развалился Советский Союз, вовремя во Францию съездили...

- Вовремя все начали рок слушать...

- У нас публика страдает от опопсения, и это вина только телеканалов - они втюхивают людям попсу, и не дают нормально развиваться року. То движение, которое существовало в 80-е и 90-е годы, просто исчезло. Нужно, чтобы были каналы, которые крутят исключительно украинский рок. Но не только таких групп, как мы - монстров, которые уже не борются за место под солнцем, а музыку молодых коллективов.

- Ты записал песню "Мгновения", снял на нее клип. Это дань любимому фильму?

- Если честно, уже не помню, под влиянием чего и кого я это сделал. Но это такая ностальгия, ретро - это должно быть. Я вообще очень люблю смотреть фильмы. Просто фанат кино, ни одной новинки проката не пропускаю. Но в кинотеатры не хожу, а смотрю дома. Американские смотрю, но самые классные фильмы у англичан, мексиканцев и китайцев.

Когда деревья были большими

Олег был маленьким. Сейчас в это сложно поверить и представить Скрипку не в роли выдающегося деятеля культуры. Все началось с того, что в семилетнем возрасте родители привезли его в село, к деду с бабкой, на Полтавщину. Там, сидя на земле перед соседом-баянистом, Олег преисполнился любви ко всему народному. В более зрелом возрасте, играя рок и начисто забыв про деда Васыля, он посетил Париж. Там выяснилось, что рок-н-ролл уже не в моде, и вся прогрессивная европейская молодежь увлекается этникой. А поскольку тогда уже было понятно, что постсоветское пространство развивается в том же направлении, что и Европа, только с ба-альшим опозданием, Скрипка понял: в будущем в его родной стране будет моден исключительно фолк.

Собирая вокруг себя различные этнические коллективы, он с ужасом обнаружил: насколько качественная музыка у них по сравнению с поп-группами. Прямо какой-то перекос! Почему так получилось? Потому что фолк-группы очень долго не были востребованы, сидели в тени и от работы над собой их не отвлекали постоянные гастроли и любовь поклонников.

И постепенно Скрипка пришел к проекту "этно-диско". Сам он рассказывает об этом так: "Я очень люблю дискотеку, во-первых, и я люблю этнику. Но в современной дискотечной интерпретации этники я никак не мог понять, почему мне всегда неуютно. А потом догадался: этника на дискотеке представляется в виде какого-то транса, каких-то медитаций. Но наши предки-то далеко не медитировали! Они просто танцевали. Грубо говоря, ноги выше головы. И я понял очевидную вещь: такой музыки очень много, но она почему-то не представлена на дискотеках. И потом я заметил за собой, что подсознательно собирал именно такую музыку в течение многих лет!"

Сугубо личное

У Олега Скрипки весьма провокационные взгляды на популярных сегодня исполнителей.

Об успехе Верки Сердючки в России
- Это такая шариковская культура. Лапотное засранство и водочные песни, балалаечный угарный драйв. Это есть и у Шнура, и в блатном шансоне, и у Сердючки. И потому Россия, какая-то низкая ее часть, "ведется". В песнях Сердючки силен отзвук полууголовного плебса и базарной музыки.

О Вакарчуке и "ОЕ"
- "ОЕ" - это более доступная версия западного рока. Проще сделано, проще спето и на более понятном украинском языке. Это как машина ДЭУ, сделанная на запорожском заводе. Хотя харизма у фронтмена Славика Вакарчука - сильная.

О разнице между Русланой и Бритни Спирс
- Если бы Руслана пыталась петь, как Бритни Спирс, у нее не было бы никакого шанса быть замеченной в Европе. Фольклор - это наш шанс привлечь к себе внимание. Кстати, если бы наши государственные умы призадумались, то поняли, что фольклор - это единственное, что может представить на международном рынке Украина. Но не таким вульгарным образом, как у Русланы.

О Руслане подробнее
- Руслана - это ресторан, и тут народных традиций нет. Да и не знает она народной музыки. Другое дело, что она профессионал, у нее хороший менеджер-продюсер и, конечно, большие деньги! И кокетство с правительством. Она хорошо умеет общаться с людьми. Все что угодно, кроме музыки. Король-то голый! Просто люди, которые в музыке не особо разбираются, "ведутся" на этикетку. А знающим истоки все ясно: плохо записано, плохо спето, плохой английский. Я печалюсь, потому что хотел, чтобы она это сделала хорошо. Сейчас скажут, что Скрипка завидует Руслане! Это смешно.

О Земфире
- Я всегда говорил: Земфира - это эстрада. У кого язык поворачивается называть ее рок-певицей?! Да еще: ум, честь и совесть. Какая там совесть? Я вас умоляю! Мимикрия эстрады под рок. Девственный рок раньше как-то держался, до того как эстрада отобрала у него гитары, барабаны, звучание и коммерциализировала все внешние примочки. И рокерам стало еще тяжелее! Потому что рокеров отличить сложно, если эстрадники с гитарой так же прыгают по сцене: немытые волосы, простые футболки. Все то же самое, только эстрадный подход, коммерция, вложение в эфиры.

Чехол для Скрипки

Чаще о человеке многим интересно узнать не столько внутренние переживания, сомнения и чувства, а его участие в строительстве ячеек общества. Так вот, жена Олега - Наталка Сыдь, лицезреть которую можно в клипе "Катерина", в главной роли. Недавно случилось и прибавление в семействе. Рождение сына-первенца Скрипка скрывал до последнего. Также поступили с появлением своей дочери Ольга Горбачева и муж-продюсер Юрий Никитин.

Можно было бы считать, что в шоу-бизнесе скрывать появление ребенка становится модным, если бы не Гарик Кричевский, счастливо болтавший всем о рождении сына и не актер Владимир Горянский, без проблем разрешавший папарацци фотографировать дочь.

Кредо Олега Скрипки - "Життя розкішне!" Единственный повод, по которому он иногда расстраивается - то, что, по его мнению, публика совсем не знает его песен. Кроме раскрученной с космической скоростью "Весны". Но это только на минутку, а потом он снова доволен собой, своей жизнью и всем, что его окружает. Какое у вас кредо? Может, стоит заменить его на сформулированное лидером "ВВ"? И поможет!



Надежда БОНДАРЕНКО
ТВ-МИР